К А М Е Р У Н

АПРЕЛЬ 2016

После Первой мировой войны Камерун был занят англо-французскими войсками и его поделили на английскую и французскую часть. В 1960 году и французская и английская часть страны получили независимость и объединились под названием Камерун.

ВИЗА на СВАДЬБЕ

Если получить заранее разрешение, то в Камеруне можно получить визу по прилету. Но ставят визу не на пограничном контроле, а в полицейском участке там же в аэропорту. Пограничники передают туда паспорт, а ты его потом забираешь уже с визой.

Пошел в полицейский участок – там разводят руками. Начальник отделения полиции уехал на свадьбу к родственнику, когда будет неизвестно, подпись и печать на визе поставить некому. Приходите, говорят, завтра, а лучше послезавтра. Начальник скорее всего на свадьбе хорошо погуляет и завтра на работу не выйдет, а печать только у него, а паспорт Ваш пока у нас полежит.

Пришлось брать такси, садить в него полицейского с моим паспортом и ехать к начальнику на свадьбу чтобы поставить печать и подпись. Начальник правда гостеприимным оказался, за стол посадил, чарку налил. Печать поставил и даже денег за это не взял, только такси пришлось туда и обратно оплатить и 2 часа на свадьбе с невестой танцевать.

ЭПОПЕЯ С БАГАЖОМ

Все бы хорошо, но на этом Камерун не закончил преподносить мне сюрпризы.  Замечательная нигерийская компания АРИК ЭИР, которой я летел из Лагоса и в самолете которой я просидел 2 часа на взлетной полосе, умудрилась потерять мой чемодан. Служащие аэропорта были беспристрастны, они заполнили форму Lost Bagage и на мой вопрос, когда прибудет багаж, просто буркнули что-то неразборчивое.

Аэропорт в Дуале крохотный, кондиционеров  нет. Половина аэропорта без окон, вместо них такие жалюзи алюминиевые, которые якобы дают ветерок. Правда есть один плюс — курить можно почти везде в самом аэропорту. Я подошел к служащему аэропорта – говорю, где тут места для курения? Да где угодно, отвечает служащий. Я удивился, в смысле где угодно? Тот удивился мне, мол, ну вот тут, где стоишь, тут и кури, а если совсем принципиальный — можешь дым выдыхать между жалюзей. Впрочем, это единственный плюс этого аэропорта.

Уехал я из аэропорта злющий. Мало того , что за визой черт знает куда ездил и рейс прибыл на три часа позже, так еще и без вещей – с собой был только рюкзак с айпадом и деньгами. На следующий день я улетал в Экваториальную Гвинею с возвратом обратно в Дуалу через сутки. Я рассудил, что двое суток будет вполне достаточно для поиска моего чемодана. Постирал майку в раковине и улетел.

Когда вернулся — сразу пошел искать чемодан. В Lost baggage разводят руками, мол нет Вашего чемодана – ничего не знаем. Как, говорю, нет? Уже три дня прошло! Те смотрят на меня глазами оловянными, мол, а к нам какие претензии, чемодан пришел – мы его в чуланчик поставили, не пришел — не поставили.

Понял я, что дело пахнет керосином. На следующий день прямо с утра я отправился в офис АРИК ЭИР и устроил там грандиозный скандал.  Отвели меня в сторонку, проблематично говорят твой чемодан искать, это же звонить в Лагос надо, формуляры разные заполнять, а зарплата у нас маленькая, кушать нечего и дети голодают.

Я к взяткам  неформальному решению вопросов в Африке отношусь как к неизбежному злу, но тут не выдержал — взял я за лацканы клерка и ласковым голосом на корявом французском пообещал ему то, что на личном сайте не пишут. Впихнул его в кресло, сунул в руки трубку – звони в Лагос говорю. Позвонил. Очень просил. Очень.  Пообещал, что чемодан через 2 дня будет, просто рейс ближайший через 2 дня.

Делать нечего – пошел футболки покупать в их магазины. Приехали в магазин Ранглер, там  футболки от 30 долларов. Футболки все сделаны в Турции и совсем не Ранглер, просто Турция. Из всего магазина моего размера ровно одна футболка. Спрашиваю, ребята, а дешевле футболки есть? Есть говорят, поехали. Приезжаем. Дорога, вдоль дороги газон и на нем разложены майки, местные ходят по майкам, коровы ходят по майкам, собаки едят майки, майка стоят 1 доллар. Посмотрел я тоскливо на это все и поехал обратно в магазин. Так у меня стало две майки.

ДУАЛА

Самое интересное в Дуале это скульптура «МИЛЛЕНИУМ» на авеню Республики. Это такая громадная фигура робота сделанная из каких то автомобильных шин, батарей, проволоки, коробок и горшков.

Интересен рынок цветов MARCHE DE FLUERS. Причем вместо цветов там в основном венки продают. Все цветочники выстроены в одну линию, а за их спиной еще один ряд уже с сувенирами для туристов. Разумно, сюда приезжают или местные за цветами или туристы пощелкать достопримечательность, ну вот для них и сувениры.

Сувениры в Камеруне качественные. Конечно много Китая, но есть и уникальная местная продукция, которую я ни в одной стране не видел. Единственный минус – очень агрессивные продавцы, хватают за руки, тыкают товаром в лицо – напрягает.

После покупки они каждый сувенир заворачивают в оберточный картон. И чем то меня этот картон смущать начал — гофрированный и с какими то надписями. И главное пахнет этот картон странно. Долго я ломал голову, пока очередную статуэтку мне не начали заворачивать в достаточно большой кусок на котором можно было прочитать что это такое. Да, это были бумажные мешки из под цемента. Цемента! В мешках цемент хранился, потом использовался, мешки оставались и чтобы добру не пропадать, они в них сувениры заворачивают.

СОБОР ПЕТРА И ПАВЛА очень красивая постройка. Что удивило – когда подходили к Собору был непонятный шум, вроде как демонстрация какая то. В сам Собор вошли – все равно какой-то фон идет громкий. Долго не мог понять, что это. Оказывается, с обратной стороны Собора пристроена школа, которую содержит церковь. Так вот там перемена была и сотня детей играли в футбол прямо во дворе церкви.

Напротив Центральной почты есть парк в котором стоит очень интересный ПАМЯТНИК ФРАНЦУЗСКИМ СОЛДАТАМ погибшим во время Первой мировой войны. Обычно фигура стоит на постаменте, а тут постамент есть, на нем написано в честь кого памятник, но сам солдат стоит не на постаменте, а рядом с ним.

Напротив Почты стоит еще один необычный памятник французским солдатам. Памятник красивый, но без головы. Во время очередных беспорядков памятник пытались взорвать. Взрывом оторвало голову, но само туловище уцелело. Так и оставили.

ПОЕЗДКА в ЛИМБЕ

Лимбе это курортный городок на берегу океана всего в 76 километрах от столицы. Казалось бы 76 километров это максимум час ехать, но это если не знать замечательных камерунских дорог и трафика. Мы ехали больше 3 часов. Более менее нормальные дороги и движение начинаются через 40 километров от Дуалы, причем чем ближе к городу, тем дороги хуже, а не наоборот.

Лимбе находится у подножия вулкана Камерун (4 тысячи метров). Последний раз вулкан был активен совсем недавно – в 1999 году. Из-за близости вулкана все пляжи из черного песка. Мы же привыкли – синий океан и белоснежный песок. А тут океан синий, а берег весь черный, как и сама страна. Черные детишки строят черные песочные замки, где еще такое встретишь.

В городе есть замечательный рыбный рынок на котором продают только что выловленную рыбу. Здесь же есть мини набережная на которой стоят десятки местных «ресторанчиков» где эту свежайшую рыбу можно заказать и съесть. Рестораны чисто для местных – тарелок и вилок нет.  Рыбу приносят на пластмассовом подносе, рядом ставят кувшин с водой. Все едят прямо с подноса, руки моют из кувшина. Но рыба там отменная. Гарнир обычно жаренный плантан. Вкусно!

А какие виды там! Над городом возвышается вулкан, в океане нефтяные вышки, черный песок –  все это вместе дает очень фотогеничные пейзажи.

Но купаться не очень удобно. Берег океана мелкий, а из-за черного песка вода достаточно мутная. Чтобы нормально поплавать надо зайти на 100-150 метров от берега.

Еще в Лимбе есть Центр дикой природы, где можно посмотреть на горилл и гамадрилов. На удивление приличные клетки и условия содержания зверей.

КЛИМАТ

Жара +36, влажность 90%. Влажность убивает. Майку можно было выжимать уже после 30 секунд нахождения на улице. Выпиваешь литровую бутылку воды и в течении минуты весь литр выпадает в виде пота. В туалет можно не ходить.

КОРРУПЦИЯ

Улетаю из Камеруна домой через Стамбул. Естественно чемодан до отказа забит всяческими сувенирами, фигурками, масками и т.д. – все таки четыре страны за раз посетил. Сразу на входе в аэропорт меня останавливает человек в шортах и бейджиком “Anti Drags Traffic Control”. Заводят меня в комнатку и просят открыть чемодан. Открываю – естественно сразу видно, что у меня там десятки сувениров. И начинает мне это товарищ в шортах рассказывать, что вот есть такой закон, что нельзя провозить больше 2 сувениров, иначе надо брать разрешение Министерства культуры.

Я говорю, что все это очень хорошо, но Вы – орган по контролю за незаконным оборотом наркотических средств, какое Вы отношение имеете к сувенирам, министерству культуры вообще и ко мне в частности. Посмотрели они на меня удивленно, но отпустили.

Прошел я паспортный контроль, стою и жду посадку весь в приподнятом настроении. Тут подходит представитель таможни, пройдемте говорит, у таможни к Вам вопросы.

Идем через весь аэропорт, спускаемся в какое-то подвальное помещение. Там огромный зал, где свален весь багаж пассажиров который потихоньку грузят в самолет. На самом видном месте стоит мой многострадальный, полностью открытый и пустой чемодан. Тут же коморка, в ней диван и стол. Положив ноги на стол сидит важный таможенник в кителе на голое тело. И главное абсолютно все мои сувениры распакованы и выстроены в ряд прямо на столе. В этот момент объявляют посадку в самолет. Я понимаю, что я даже не успею уложить все сувениры обратно в чемодан до отлета рейса.

Таможенник улыбается и интересуется, знаю ли я закон о том, что можно только два «изделия народного промысла» вывозить. Приехали. Я понимаю, что если в течении 5 минут мой чемодан не уедет в направлении самолета – я его больше никогда не увижу. Не буду вдаваться в подробности, но мы быстро пришли к тому, что Министерство Культуры претензий ко мне больше не имеет.  Таможенник пожал мне руку и в виде доброго напутствия посоветовал в следующий раз сразу решать вопрос с «антинаркотиками» не доводя дела до «крайней степени».  В течении минуты я кое как утрамбовал все сувениры в чемодан и  лично отнес чемодан к самолету. На посадку я все таки успел.

Вообще про коррупцию в Камеруне можно слагать легенды. К примеру, когда мы поехали на океан в город Лимбе на пути всего в 76 километров нас останавливали 5 раз. Два раза нас остановила так называемая «Организация безопасности движения». Я вообще не понял кто они такие – одеты в шорты и футболки, но с распечатанными на принтере бейджиками. Махают руками и все останавливаются. Они, оказывается, проверяют наличие огнетушителей, аптечек и пристегнуты ли ремни безопасности. Если все это есть в наличии, они просто просят деньги, если нет, выписывают штраф и все равно просят деньги. Немного – около доллара, но отказаться невозможно.

В темное время суток на дорогу выходят военные. Причем законом предписывается ночью при проезде военных блокпостов включать в салоне машины свет, чтобы военные могли издалека рассмотреть кто едет в машине. Тут вообще разговоров не было, только остановили – сразу  в окно протягивает пачку сигарет и мы едем дальше. С армией тут не шутят.

КАК Я СШИЛ СЕБЕ ШТАНЫ

В Черной Африке не работают любые, даже самые отлаженные и простейшие процедуры.

Хороший отель в Дуале – утром сдаю в стирку две футболки и строго настрого прошу их к вечеру принести в номер. Прихожу вечером – в номере висят 10 футболок, костюм и трое джинсов. Вызываю Room Service – ребята говорю, а чьи это вещи? «Ребята» смотрят на меня оловянными глазами и задают встречный вопрос «Чьи?». Точно не мои, говорю, вы на размер хотя бы посмотрите, тут же полный набор от S до XXL. Ребята собирают весь ворох в охапку и уходят. Через полчаса я выглядываю в коридор и наблюдаю картину как они стучаться во все подряд номера и показывают этот ворох одежды пытаясь найти хозяев.

Перед отлетом решил в химчистку сдать свои джинсы, ну, чтоб в чистом домой лететь. Экспресс химчистку заказал, двойной тариф – все как положено. Принесли джинсы вовремя, за полчаса до моего отъезда из гостиницы. Не в этом дело. Я когда в самолет зашел и в кресло бухнулся, у меня джинсы сразу по всем швам разошлись. Просто лопнули. Я от неожиданности в кресле так и замер. Попытался встать – ткань начала рваться на складках. Ребята переусердствовали — химией пережгли нитки которыми швы прострочены были,  нитки расползались как солома.

И вот представьте картину маслом – все нормальные пассажиры спят без задних ног и только я, при свете ночной лампы штопаю на себе красными нитками джинсы. Натурально, я за 7 часов полета практически сшил себе заново штаны. Почему нитки красные? У стюардесс других не было, у них форма красная.

Или взять, к примеру, службу безопасности аэропорта. На входе в аэропорт стоит рамка металлоискателя, рядом с ней стоит стол, за ним сидят двое полицейских и требуют у всех выкладывать из карманов металлические вещи в специальные корзинки и проходить через рамку. Причем в жесткой форме требуют. Так как я в поисках багажа провел в аэропорту достаточно много времени, то через рамку я проходил не один и даже не десять раз.

В один из таких разов я забыл выложить мобильник из кармана. Рамка не зазвенела. Второй раз я специально не выложил мобильник и не снял пояс. Рамка молчала. Я присмотрелся — рамка даже не была подключена к сети. Просто неработающая рамка и два клоуна которые заставляют класть в корзинки вещи. Служба безопасности аэропорта. Террористы не пройдут. И главное им и в голову не приходит, что они делают что то не правильно.

ЕЩЕ ПАРОЧКА НАБЛЮДЕНИЙ

Кроме сувениров я из поездок привожу образцы местных бумажных денег. Конечно я пытаюсь найти новенькие купюры. В Камеруне новых купюр нет. Вообще нет. Я вначале понять не мог, почему у них все деньги как будто из стиральной машины вытащены – мятые, бесформенные. А потом начал наблюдать за своим водителем и окружающими. Едем мы в машине, останавливаемся, водитель дает деньги за платную дорогу, получает сдачу и тут же эту сдачу просто запихивает в пепельницу. Не складывает и кладет, а именно как тряпку пальцем трамбует в пепельницу. Если в магазине получают сдачу, они купюру сминают и прячут в карман. Не складывают, а сминают в шарик. Между собой они деньги передают смятыми в кулаке. Откуда это у них – непонятно.

Что надо отдать должное – у них очень неплохой интернет 3G и очень хорошее покрытие. Все камерунцы сидят в социальных сетях. Реально все местные, даже самые нищеброды, обязательно имеют смартфон и каждые три секунды что то в него пишут.

Насчет языка сложилась удивительная ситуация. Изначально была английская часть Камеруна и французская. Англичане контролировали 2 области, а французы 8 областей. Когда страна обрела независимость все эти области объединились. Но в Дуале никто не говорит по английски, только французский. Но стоит отъехать на 76 километров в сторону побережья в город Лимбе и там уже никто не говорит по французски и все говорят на английском.